Как выбрать франшизу? Франчайзинг – это особая форма взаимоотношений между партнерами, при которой одна компания продает право на пользование брендом, фирменным стилем, современными способами производства, а вторая обязуется следовать установленным инструкциям за право владения.
При покупке права пользования франчайзи выплачивает единовременный платеж – паушальный взнос, а затем периодически выплачивает суммы, называемые роялти.
Франчайзинг особо актуален для желающих минимизировать риски, но при этом получать высокий доход. Но подходить к выбору франшизы нужно со всей серьезностью, не торопиться, внимательно изучить информацию и не верить голословным обещаниям.
Как правильно выбрать франшизу?
- Определитесь с суммой. Решите для себя, какое количество денег готовы инвестировать. Располагаете ли достаточной суммой, если нет, где собираетесь ее взять.
- Один или с партнером. Подумайте, как лучше приобрести франшизу именно в вашем случае – с бизнес-партнером или в одиночку?
- Определите собственные цели. Готовы ли уделять бизнесу нужное количество времени и прикладывать огромные усилия, по крайней мере, в первое время.
- Обратитесь к рейтингу франшиз. Он может дать пищу для размышлений и даже стать аргументом вашего выбора, но все же отдайте предпочтение предложениям, подходящим именно вам.
- Выберите интересную сферу. Вы должны любить это направление деятельности, гореть желанием развиваться в нем.
- Изучите франчайзора. Историю компании, тенденции развития, то, насколько успешно преодолеваются трудности (сезонные простои и т.д.).
- Получите информацию о его компаньонах. Перспективный франчайзор любезно предоставит интересующие вас данные.
- Найдите возможность пообщаться лично с владельцами предприятий, а также посетить места производства.
- Разузнайте информацию о закрытых точках – причины закрытия и неудачи. Это покажет слабые места компании, позволит избежать ошибок.
- Проверьте, не имеет ли франчайзор проблем с судами, налоговыми органами.
- Обратите внимание на продолжительность пребывания компании на рынке.
- Узнайте условия выплат: первоначальные инвестиции, паушальный взнос, размер роялти.
- Попросите осмотреть юридические документы, подтверждающие право предоставления франшизы, необходимые патенты.
- Узнайте планы компании. Какова ее стратегия развития и инвестиций в ближайшие годы.
- Изучите финансовую отчетность компании-франчайзора. Ведь недальновидно выбирать ту, которая работает в убыток или у которой постепенно снижаются показатели.
- Внимательно ознакомьтесь с условиями договора и разрыва отношений. Изучите каждый пункт.
- Ориентируйтесь на соотношение спрос-предложение. На рынке не должно наблюдаться насыщение товаром или услугой, которую вы собираетесь реализовывать. Необходим недостаток предложения.
- Изучите территориальные особенности. Количество жителей населенного пункта, социальную структуру, уровень доходов и пр. В зависимости от этого будете выбирать целевую аудиторию и принимать окончательное решение.
- Один из важнейших критериев – узнаваемость бренда, повышенный интерес у потребителей. В случае крупного серьезного проекта не лишним будет даже потратиться на маркетинговые исследования.
- Но помните о другом варианте – в некоторых случаях больше перспектив имеет зарождающийся и еще не раскрученный бизнес-проект, который при высоких рисках способен принести сверхвысокие прибыли.
- Гарантии обучения, помощи, поддержки со стороны франчайзора обязательны. Причем, партнер должен давать гарантии, подкрепленные на бумаге, а не устные обещания.
- Думайте критично. Не полагайтесь на красивые, многообещающие речи, доверяйтесь лишь проверенным фактам.
- Задайте вопросы о рабочих процессах – принципах закупок товаров, логистики, особенностях маркетинговой политики, контроля над работой, проверки качества.
- Узнайте о предоставлении льготных условий. Франчайзор должен быть заинтересован в успехах своих франчайзи.
Вам был полезен чек-лист? Если да, то прошу поделиться им с друзьями! Если вам есть что добавить или исправить напишите в комментариях. Подпишитесь на рассылку, и вы не пропустите полезные чек-листы. Вступайте в группы социальных сетей. Заранее благодарю!
Счастья и больших успехов вам и вашему бизнесу!
P.S. Идеальных и полностью готовых чек-листов нет, всегда есть что добавить и исправить. Ваши советы будут доводить до совершенства каждый чек-лист. Самые полезные советы будут награждаться подарками. Ждем ваших комментариев.