Как составить бизнес-план? Бизнес-план это переход от мечты к действиям. Каждый бизнес начинается с написания плана.
Цель бизнес-плана подробно ответить на вопросы: что будете производить, кому и как будете продавать и какие ресурсы потребуются?
Если нужен бизнес-план для инвесторов, то обратитесь к профи, а если вы открываете свое дело, то пишите и анализируйте сами.
Бизнес-план должен развенчать ваши иллюзии, и он совпадает примерно на 20-30%. Любой план это предположение и перечень догадок и допущений.
Когда будете писать пошаговый план, то помните правило: все тянется в три раза дольше и стоит в два раза дороже, чем планируете, примите это во внимание при составлении.
Единой структуры в бизнес-плане нет. Поэтому порядок пунктов определяйте самостоятельно.
Как написать бизнес-план?
- Кто ваш лучший клиент? Опишите идеального покупателя и выстройте весь план от описания его.
- Время. Сколько времени потребуется, чтобы запустить фирму? Когда произойдут ваши первые продажи? Через какое время выйдете в ноль, и когда начнёте получать прибыль?
- Деньги. Какое количество денег нужно для запуска? Сколько для поддержания фирмы, если не будет продаж? Сколько уйдёт денег на рекламу, налоги, зарплату?
- Цели. Какая конечная и какие промежуточные цели? Какие возникают препятствия к достижению цели и как их обойти?
- Стоимость покупателя. Какая стоимость привлечения одного покупателя? Какая пожизненная его ценность?
- Сбыт. На товар или услугу существует рынок сбыта? Есть клиенты, заинтересованные в продукции?
- Качество продукта. Качество определяет 90% успеха. Большинство предлагают среднее и низкое качество. Они снижают цену, вместо того чтобы повысить качество и продавать дороже. В самом начале подойдёт среднее качество, но в будущем лучшее вложение денег и времени — это улучшение качества.
- Кто конкуренты? Кто самый сильный, а кто самый слабый конкурент? Почему сильный, чем он выделяется и почему слабый, чем не выделяется? Кто прямой конкурент, а кто нет? Выпишите всех и проанализируйте.
- Причины покупать у вас. Выпишите пять причин, почему покупатель должен выбрать именно вас, чем вы отличаетесь от конкурентов?
- Проблемы. Какие основные проблемы решает продукт или услуга? Стоят ли проблемы решений?
- Продажи. С какого дня или месяца начнутся продажи и сколько? Какие каналы задействуете для продаж?
- Вы купили бы свой продукт? Взгляните на товар глазами покупателя и спросите себя, вы купили бы этот товар или услугу?
- Выгоды. Выпишите все выгоды, за которые клиент будет отдавать свои деньги. Концентрируйтесь на самых сильных выгодах.
- Форс-мажор. Если запуск и начало продаж пойдут не так, как запланировали, то при каких обстоятельствах нужно будет сворачиваться?
- Клиенты. Где будете брать их? Как запустить сарафанное радио, чтобы сами покупатели пожелали к Вам прийти?
- Анализ рынка. Какой рынок сегодня, каким будет завтра? Какой процент рынка хотите занять?
- Будущее. Представьте, как выглядело бы ваше дело через 1-5-10 лет? Сколько бы продавали, сколько бы зарабатывали? Нужно стремиться быть лучшим в своем регионе, в стране и мире.
- Репутация. Какой репутации хотите добиться для компании и продуктов? Чтобы вы хотели услышать о себе?
- Налоги. С какой системой налогообложения будете работать? Какие и сколько налогов нужно будет платить?
- Цена. Какую цену поставите на свой продукт и почему?
- Недостатки. Какие есть недостатки бизнеса и можно ли их убрать?
- Товар. Где вы будете покупать товар и где хранить?
- Реклама! Как и где будете продвигать товар или услугу?
- Что от вас не зависящее может произойти в бизнесе?
- Сколько стоить будет фирма через год, пять и десять лет?
- Как будет развиваться дело без вас, когда вы начнёте делегировать полномочия?
- Страхование. Нужны ли будут услуги страхования, и сколько они будут стоить?
- Соберите команду. Именно команда будет делать результат, который вы запланировали. Каких сотрудников и сколько планируете привлечь?
- Выберите поставщиков. Проанализируйте всех поставщиков, выпишите в таблицу плюсы и минусы каждого поставщика. Не работайте с одним поставщиком.
- Уникальное торговое предложение (УТП). Напишите, чем вы отличаетесь и почему у вас стоит покупать.
- Помеха. Кто и что может вам помешать? Выпишите все риски: конкуренты, государственные органы, бандиты и т.д.
- Действия. Найдите 20% действий, которые принесут 80% результата. Расставляйте приоритеты и фокусируйтесь на самой ценной деятельности, генерирующие продажи.
Вам был полезен чек-лист? Если да, то прошу поделиться им с друзьями! Если вам есть что добавить или исправить напишите в комментариях. Подпишитесь на рассылку, и вы не пропустите полезные чек-листы. Вступайте в группы социальных сетей. Заранее благодарю!
Счастья и больших успехов вам и вашему бизнесу!
P.S. Идеальных и полностью готовых чек-листов нет, всегда есть что добавить и исправить. Ваши советы будут доводить до совершенства каждый чек-лист. Самые полезные советы будут награждаться подарками. Ждем ваших комментариев.