Как подобрать персонал? Персонал – важнейший ресурс любой компании. От квалификации и личных качеств сотрудников во многом зависит успешность бизнеса.
Подбором будущих работников занимается специальное HR-подразделение компании. Но если таковое отсутствует, эти обязанности ложатся на плечи директора или заместителя.
Правильный выбор кандидата из числа желающих попасть на вакантную должность – нелегкая и ответственная задача, поэтому к ней нужно подойти серьезно.
Узнать, грамотно ли подобран работник, можно только в процессе работы, ведь новый сотрудник – это «темная лошадка». Неверный выбор приведет к лишним расходам – денег и времени. Но риск всегда можно минимизировать, достаточно соблюдать определенные правила.
Как выбрать сотрудников?
- Определите, какими качествами, навыками должен обладать соискатель, чтобы успешно справиться с выдвигаемыми обязанностями. Составьте список.
- Напишите привлекательное объявление, подробно опишите вакансию. Четко изложите требования, обязанности, а также вознаграждение за труд.
- Если это возможно, предусмотрите испытательный срок, и обязательно укажите это в объявлении. Сделайте испытательный период оплачиваемым – это проявление уважения к чужому труду. От этого выиграет репутация компании.
- Выберете вид поиска. Каждый имеет преимущества – поиск по рекомендациям поможет найти проверенного человека, но выбор у вас будет невелик. Объявления помогут привлечь больше кандидатов.
- Кадровые агентства. Их услуги стоят денег, но вы сэкономите время, поскольку вам предоставят всю необходимую информацию о соискателях.
- Обязательно создайте на своем корпоративном сайте страничку «Вакансии» и регулярно обновляйте ее, выкладывая свежие вакансии.
- Подберите подходящие резюме. Проверьте их на соответствие вакансии. Отсейте ненужные. По возможности поблагодарите за заинтересованность вашей компанией тех, чьи резюме вы отсеяли.
- Отберите лучшие резюме. Пересмотрите еще раз. Можете делать необходимые пометки.
- Обзвоните потенциальных работников. Задавайте по телефону уточняющие вопросы, если, к примеру, в резюме ответы на них отсутствуют. Так вы не потратите время на заведомо неподходящих кандидатов.
- Подготовьтесь к собеседованию. Составьте список вопросов заранее. Избегайте обсуждения нюансов относительно национальности, расы, социального статуса, религиозной принадлежности. Сфокусируйтесь на личных качествах, навыках, опыте работы.
- Во время интервью задавайте не только типичные вопросы (на них кандидат наверняка подготовил ответы), но и придумайте неожиданные. Именно ответы на них дадут гораздо больше информации о человеке.
- Создайте подходящую атмосферу. Выберете тихое место, где вас не потревожат. Если будете отвлекаться на телефонные звонки, а вокруг будет шумно и будет присутствовать много посторонних людей, потенциальный работник почувствует себя неуютно, и вы оставите о себе негативное впечатление.
- Будьте вежливы, гостеприимны. Встретьте человека с улыбкой, пригласите присесть, предложите чай, кофе. Ваша задача – обеспечить кандидату максимальный комфорт. Его волнение отступит, поведение станет естественнее, тогда вы сможете получить о нем более адекватную информацию.
- Сообщите кандидату, что его ожидает. Какова длительность интервью, будут ли тестовые задания, сколько предусмотрено этапов собеседования.
- Предупредите о том, что все данные трудовой книжки будут проверяться, и уточните, есть ли возможность выйти на связь с предыдущими работодателями. Пусть человек поймет, что все должно быть прозрачно и честно.
- Отлично, если соискатель предоставит характеристику с предыдущего места работы. Внимательно с ней ознакомьтесь.
- Больше слушайте. Ошибка большинства работодателей – они слишком много говорят, рассказывают о должности, о компании. Сделайте так, чтобы большую часть времени говорил кандидат.
- Больше узнавайте о компетентности человека, его мотивах, характере, личных качествах. Делайте заметки.
- Спросите, почему его интересует эта должность, и почему он выбрал именно вас. Отдавайте предпочтение мотивированным кандидатам.
- Отвечайте на вопросы. Предоставляйте всю информацию о компании – ее текущем положении на рынке, перспективах, о правилах, этикете в коллективе, и о самой должности – возможностях карьерного роста, поощрениях и т.д. Оставьте это на конец беседы.
- Не утаивайте отрицательную информацию, если ею интересуются..
- Если кандидат явно вам не подходит, не говорите о том, что перезвоните. Лучше вежливо откажите.
- После окончания собеседования выделите время на то, чтобы собраться с мыслями. Обратитесь к записям, оцените кандидата.
- Оценка должна быть максимально объективной. Подумайте, справится ли человек с работой, есть ли у него мотивация трудиться, гибок ли он и каково будет поведение в стрессовой ситуации.
- Не торопитесь. Не принимайте поспешных решений, желая поскорее закрыть вакансию. Тщательно все взвесьте.
- Выбирайте лучших. Даже если придется поднять изначально предложенную заработную плату или скорректировать условия. Это того стоит.
Вам был полезен чек-лист? Если да, то прошу поделиться им с друзьями! Если вам есть что добавить или исправить напишите в комментариях. Подпишитесь на рассылку, и вы не пропустите полезные чек-листы. Вступайте в группы социальных сетей. Заранее благодарю!
Счастья и больших успехов вам и вашему бизнесу!
P.S. Идеальных и полностью готовых чек-листов нет, всегда есть что добавить и исправить. Ваши советы будут доводить до совершенства каждый чек-лист. Самые полезные советы будут награждаться подарками. Ждем ваших комментариев.